Preview

Reflexio

Расширенный поиск
Том 11, № 2 (2018)
Скачать выпуск PDF

АУТИЗМ: ТЕОРИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ

5-24 174
Аннотация

Приводится анализ различного отношения к прикладному анализу поведения для помощи детям с расстройствами аутистического спектра в Северной Америке и Европе. В то время как в США и Канаде методы прикладного анализа поведения поддерживаются на государственном уровне и предлагаются нуждающимся, в большинстве европейских стран наблюдается настороженное отношение к этим методам или даже их неприятие. Статья содержит анализ возможных причин такого положения дел. В качестве основной причины выдвигается разница философских и психологических традиций в подходах к развитию личности.

25-42 299
Аннотация

Проведен анализ статей, посвященных изучению аутизма, опубликованных в ведущих бихевиористских журналах: «Журнале прикладного анализа поведения» («Journal of Applied Behavior Analysis», JABA) и «Журнале экспериментального анализа поведения» («Journal of the Experimental Analysis of Behavior», JEAB). В общем, в базе данных Scopus было идентифицировано 7 211 научных статей и обзоров, вышедших в этих журналах с 1958 по 2017 г. Из них 597 статей содержат термины (в названии, аннотации или списке ключевых слов), по которым определялась тема исследования: «autism» (аутизм), «autistic» (аутистический), «Asperger syndrome» (синдром Аспергера), «pervasive developmental disorder» (первазивное расстройство развития). Показано, что подавляющее большинство статей, посвященных аутизму, публикуется в «Журнале прикладного анализа поведения» (98 %). Изучена динамика публикаций, в том числе посредством построений кумулятивных кривых. При помощи построения понятийной карты на основе анализа ключевых слов выделены шесть тематических кластеров в области изучения аутизма. Проанализирована практика перекрестного цитирования, которая позволяет говорить о схизисе - существенном разрыве между экспериментальными и прикладными исследованиями аутизма в рамках анализа поведения.

43-62 202
Аннотация

У матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, исследовались особенности субъективной оценки уровня стресса, взаимосвязь ее с тревожностью, особенности совладающего со стрессом поведения и регуляции эмоций. В исследовании участвовали две группы матерей детей с РАС, включающие 13 и 27 чел., и две группы матерей, воспитывающих условно здоровых детей (12 и 26 чел.). Показано, что матери, воспитывающие детей с РАС, склонны оценивать стрессогенность событий жизни выше, чем матери, воспитывающие условно здоровых детей. Повышение субъективной оценки стресса для них прямо связано с увеличением тревожности в целом и ее компонентов. Матери детей с РАС с формирующимся / сформированным синдромом эмоционального выгорания в большей степени, чем матери без отсутствия признаков эмоционального выгорания, склонны прибегать к стратегиям избегания стрессовых ситуаций (антиципирующее избегание, избегание внутри ситуации, уход в когнитивный анализ, уход от социальных взаимодействий).

ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

63-85 379
Аннотация

Представлены результаты исследования взаимосвязи между наличием суицидальных мыслей у подростков и характеристиками детско-родительских отношений (установками, поведением и методами воспитания матерей в восприятии подростков; положением подростка в системе межличностных отношений и характером коммуникаций в семье), а также социальной и школьной дезадаптацией. В исследовании приняли участие 60 учащихся 9-х классов 13-15 лет (30 мальчиков и 30 девочек, средний возраст 14 ± 0,6 лет) лицея № 7 г. Чулым Новосибирской области. Для проведения психодиагностического исследования были выбраны следующие методики: опросник детской депрессии М. Ковач (1992) (Child's depression inventory (CDI), [Kovacs, 1992], опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» в адаптации Э. Матейчика и П. Ржичана (1983), проективный тест «Семейная социограмма» Юстицкиса и Э. Г. Эйдемиллера (1999), опросник «Сильные стороны и трудности (ССТ)» (Strengths and Difficulties Questionnaire (SDQ), форма для подростков [Goodman, 2001]. Для сбора информации о составе семьи, опыте употребления психоактивных веществ и наличии суицидальных мыслей проводилось также анкетирование. В результате проведенного исследования было выявлено, что социальная и школьная дезадаптация, сопровождающаяся проявлениями тревожно-депрессивных черт, еще не свидетельствует о наличии суицидальных тенденций у подростков. Анализ взаимосвязей между семейными факторами и суицидальным поведением у подростков показал, что оценка подростками воспитательных стратегий матерей как директивных, чрезмерно контролирующих, положительно связана с наличием у подростков суицидальных мыслей. Также мы можем сказать, что эгоцентрическая сосредоточенность подростков на своих переживаниях, ощущение изолированности и отсутствие близости в семейных отношениях являются важными составляющими суицидальных рисков у подростков.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

86-113 494
Аннотация

Проводилась предварительная проверка психометрических свойств русскоязычной версии Многофакторного опросника состояния скуки. Выборка исследования составила 365 чел., из них 114 мужчин (средний возраст - 28,4 лет) и 251 женщина (средний возраст - 24,6). Показано, что предлагаемая версия методики обладает достаточно хорошими психометрическими свойствами. Все пять шкал и общий показатель характеризуются внутренней согласованностью от хорошей до высокой. Валидность опросника оценивалась с помощью выявления корреляционных связей с показателями других методик, теоретически связанных с конструктом скуки. Были выявлены ожидаемые обратные связи с показателями психологического благополучия, вовлеченности, осознанности, прямая связь с нейротизмом. Конфирматорный факторный анализ показывает, что пятифакторная модель состояния скуки является приемлемой. Предварительные данные указывают на более высокую ретестовую надежность опросника (с интервалом - 1 месяц), чем предполагается в случае измерения ситуативного показателя. Корреляционные связи с личностными характеристиками также могут указывать на то, что методика измеряет не только ситуативное состояние скуки, но и склонность скучать.

ДИСКУССИЯ

114-133 227
Аннотация

Описаны интеллектуальные уловки постнеклассической психологии. К ним отнесены: (1) уловки самоименования; (2) отказ следовать критериям научного знания; (3) злоупотребление математической и физической терминологией; (4) безразличие к фактам; (5) игра в слова; (6) неясная связь с эмпирическими следствиями. Утверждается, что эти уловки тем характернее для постнеклассической психологии, чем ближе она к своему постмодернистскому варианту. Описанные интеллектуальные уловки выполняют две функции: во-первых, они препятствуют созданию научной психологической теории; во-вторых, они легитимизируют ее отсутствие.

134-148 298
Аннотация

Работа посвящена анализу исследований «социального мозга» и системы мозга «по умолчанию», предположительно отвечающей за самореферентные и касающиеся взаимодействий с другими мыслительные процессы, у различных видов животных. Обсуждаются основные результаты, полученные при изучении обезьян, крыс и собак, в сравнении с человеком. Сделан вывод о том, что нейрофизиологические данные, полученные в этих подходах, в будущем могут существенно расширить представления о психических процессах, лежащих в основе самовосприятия и решения сложных задач в области регуляции социальных взаимодействий у животных.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ

149-169 210
Аннотация

Статья посвящена анализу организационной структуры как базовой характеристики организации. Автор убежден в системообразующей роли структуры в становлении и функционировании организации. Рассматриваются этапы исследования организационных структур зарубежными и отечественными исследователями, терминологическое разнообразие формулировок понятия «организационная структура», ее место и роль, как инструмента достижения целей организации. Подробно анализируются количественные и качественные характеристики организационной структуры, ее функции. Особое внимание уделено схемам организационных структур - органиграммам. В заключение прослеживается эволюция отношения исследователей к организационной структуре с позиций двух основных теоретических подходов: классического и динамического.

170-180 215
Аннотация

Рассматриваются практики бизнес-тренингов в контексте экономики впечатлений с позиций теорий Дж. Барбалета, А. Хохшильд и М. Маффесоли - ключевых авторов социологии эмоций. Выделены и проанализированы два идеальных типа тренингов: тренинг-шоу и тренинг обучения конкретным навыкам. Реальные тренинги сочетают в себе черты обоих типов. Оба типа являются следствием распространения экономики впечатлений и оба же стимулируют ее развитие. Тренинг-шоу нужен как событие, формирующее неповторимые эмоции и впечатления, заряд уверенности; разделяемые в современном племени аффекты. Тренинг обучения конкретным навыкам предназначен для повышения конкурентоспособности в условиях экономики впечатлений: необходимо осваивать эмоциональный труд, учиться играть роли, создавать неповторимые для клиентов впечатления разными способами.

ПСИХОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВО

181-207 348
Аннотация

Анализируются проблемы, связанные с клиповым мышлением у современных студентов. Рассматривается история информационных революций и изменений, порождаемых ими в обществе. На этом основании делается прогноз о последствиях современной цифровой революции. Опираясь на работы нейропсихиатров М. Шпитцера и Т. Компенролле, раскрываются понятия цифрового слабоумия и информационной псевдодебильности. На основании собственного педагогического опыта даются практические рекомендации по работе с клиповым мышлением у студентов. Анализируется опыт применения компьютерной программы Visual Understanding Environment и технологии онтодизайна в образовательном процессе. Даются рекомендации по усовершенствованию процесса высшего образования в связи с цифровой революцией. Рассматриваются перспективы постурбанистического общества в связи с компьютеризацией и повсеместной доступностью сети Интернет.

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

208-220 219
Аннотация

Рассматривается конструкт межличностной интолерантности к неопределенности. Предпринимается попытка соотнесения имеющихся определений конструкта межличностной интолерантности к неопределенности с характеристиками неопределенных ситуаций в целом. Приводится обзор существующих методик, с помощью которых возможна оценка интолерантности к неопределенности в межличностных отношениях, в том числе анализ единственной русскоязычной методики, в которой выделяется шкала межличностной интолерантности к неопределенности - Нового опросника толерантности к неопределенности.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-4506 (Print)
ISSN 2658-6894 (Online)