Preview

Reflexio

Расширенный поиск

Взаимосвязь детско-родительских отношений, социальной и школьной дезадаптации и суицидальных рисков подростков

https://doi.org/10.25205/2658-4506-2018-11-2-63-85

Аннотация

Представлены результаты исследования взаимосвязи между наличием суицидальных мыслей у подростков и характеристиками детско-родительских отношений (установками, поведением и методами воспитания матерей в восприятии подростков; положением подростка в системе межличностных отношений и характером коммуникаций в семье), а также социальной и школьной дезадаптацией. В исследовании приняли участие 60 учащихся 9-х классов 13-15 лет (30 мальчиков и 30 девочек, средний возраст 14 ± 0,6 лет) лицея № 7 г. Чулым Новосибирской области. Для проведения психодиагностического исследования были выбраны следующие методики: опросник детской депрессии М. Ковач (1992) (Child's depression inventory (CDI), [Kovacs, 1992], опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» в адаптации Э. Матейчика и П. Ржичана (1983), проективный тест «Семейная социограмма» Юстицкиса и Э. Г. Эйдемиллера (1999), опросник «Сильные стороны и трудности (ССТ)» (Strengths and Difficulties Questionnaire (SDQ), форма для подростков [Goodman, 2001]. Для сбора информации о составе семьи, опыте употребления психоактивных веществ и наличии суицидальных мыслей проводилось также анкетирование. В результате проведенного исследования было выявлено, что социальная и школьная дезадаптация, сопровождающаяся проявлениями тревожно-депрессивных черт, еще не свидетельствует о наличии суицидальных тенденций у подростков. Анализ взаимосвязей между семейными факторами и суицидальным поведением у подростков показал, что оценка подростками воспитательных стратегий матерей как директивных, чрезмерно контролирующих, положительно связана с наличием у подростков суицидальных мыслей. Также мы можем сказать, что эгоцентрическая сосредоточенность подростков на своих переживаниях, ощущение изолированности и отсутствие близости в семейных отношениях являются важными составляющими суицидальных рисков у подростков.

Об авторах

Е. А. Санталова
Новосибирский государственный университет
Россия


О. В. Киселёва
Новосибирский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Аксюта А. В. Современные направления психологической профилактики суицидального поведения подростков // Учен. зап. Санкт-Петербургского гос. ин-та психологии и социальной работы. 2015. Т. 24, № 2. С. 127-132.

2. Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А. Диагностика суицидального поведения: Методические рекомендации. М., 1980. 48 с.

3. Амбрумова А. Г. Суицидальное поведение как объект комплексного изучения // Комплексные исследования в суицидологии: Сб. науч. тр. М.: Московский НИИ психиатрии МЗ СССР, 1986.

4. Банников Г. С., Федунина Н. Ю., Павлова Т. С., Вихристюк О. В., Летова А. В., Баженова М. Д. Ведущие механизмы самоповреждающего поведения у подростков: по материалам мониторинга в образовательных организациях // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24, № 3. С. 42-68. doi:10.17759/cpp.2016240304

5. Белова А. П., Малых С. Б., Сабирова Е. З., Лобаскова М. М. Оценка депрессивности в подростковом возрасте // Вестник ЮУрГУ. 2008. № 32. С. 10-18.

6. В поисках психологических факторов риска суицида: смена парадигмы // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26, № 1. С. 167-174. doi:10.17759/cpp.2018260112

7. Вихристюк О. В. Влияние средств массовой информации на суицидальное поведение подростков и молодежи (обзор зарубежных источников) // Современная зарубежная психология. 2013. Т. 2, № 1. С. 100-108. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2013/n1/58059.shtml (дата обращения 27.09.2018).

8. Глозман Ж. М., Самойлова В. М. Социально дезадаптированный подросток: нейропсихологический подход // Психологическая наука и образование. 1999. № 2. С. 99-109.

9. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд: пер. с фр. с сокр.; под ред. В. А. Базарова. М.: Мысль, 1994. 399 с.

10. Иовчук Н. М., Северный А. А. Что такое школьная дезадаптация? // Социальная дезадаптация детей и подростков. Проблемы, проявление, преодоление. М., 1995.

11. Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР; Е. Шафер) / В. А. Сонин. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. СПб., 2004. С.169-178.

12. Павлова Т. С., Банников Г. С. Современные теории суицидального поведения подростков и молодежи // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 4. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/4/Pavlova_Bannikov.phtml (дата обращения 28.09.2018).

13. Павлова Т.С. Диагностика риска суицидального поведения детей и подростков в образовательных учреждениях // Современная зарубежная психология. 2013. Т. 2, № 4. С. 79-91. URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2013/n4/65490.shtml (дата обращения 11.09.2017).

14. Практикум по семейной психотерапии: современные модели и методы: Учеб. пособие для врачей и психологов / Под ред. Э. Г. Эйдемиллера. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Речь, 2010. 425 с.

15. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 1996.

16. Разработка общего инструментария для опросов о состоянии здоровья / Под ред. A. Nosikov, C. Gudex; Всемирная организация здравоохранения. М.: Права человека, 2005. 193 с.

17. Сыроквашина К. В. Современные психологические модели суицидального поведения в подростковом возрасте // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25, № 3. С. 60-75. doi:10.17759/cpp.2017250304

18. Холмогорова А. Б., Воликова С. В. Основные итоги исследований факторов суицидального риска у подростков на основе психосоциальной многофакторной модели расстройств аффективного спектра // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2012. № 2. URL: http://medpsy.ru (дата обращения 25.09.2018).

19. Холмогорова А. Б., Гаранян Н. Г. Многофакторная модель депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств как основа их интегративной психотерапии // Клиническая и социальная психиатрия. 1998. № 1. С. 94-101.

20. Шнейдер Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академ. проспект; Трикста, 2005. 336 с.

21. Шнейдман Э. Душа самоубийцы: пер. с англ. М.: Смысл, 2001. 132 с

22. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учеб. пособие для врачей и психологов. 2-е изд. , испр. и доп. СПб.: Речь, 2006. 352 с.

23. Anderson R. N. Deaths: Leading causes for 2000 // National Vital Statistics Reports. 2002, vol. 50 (16), p. 1-85.

24. Brent D. A., Mann J. J. Familial pathways to suicidal behavior -understanding and preventing suicide among adolescents // New England Journal of Medicine. 2006, vol. 355 (26), p. 2719-2721. doi:10.1056/NEJMp068195

25. Bridge J. A., Goldstein T. R., Brent D. A. Adolescent suicide and suicidal behavior //Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2006. No. 47, p. 372-394.

26. Burke T. A., Alloy L. B. Moving Toward an Ideation-to-Action Framework in Suicide Research: A Commentary on May and Klonsky (2015) // Clinical Psychology: A Publication of the Division of Clinical Psychology of the American Psychological Association. 2016, vol. 23 (1), p. 26-30. doi:10.1111/cpsp.12134;

27. Goodman R. Psychometric properties of the Strengths and Difficulties Questionnaire (SDQ) // Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry. 2001, vol. 40, p. 1337-1345.

28. Joiner T. E. Why people die by suicide. Cambridge, MA: Harvard Univ. Press, 2005.

29. Kleiman E. M., Nock M. K. Real-time assessment of suicidal thoughts and behaviours // Current Opinion in Psychology. 2018, vol. 22. Р. 33-37. doi: 10.1016/j.copsyc.2017.07.026

30. Klonsky E. D., May A. M., Saffer B. Y. Suicide, suicide attempt and suicide ideation // Annual Review of Clinical Psychology. 2016, vol. 12, p. 307-330. doi:10.1146/annurev-clinpsy-021815-093204

31. Kovacs M. The children's depression inventory. New York: Multi-Health Systems, 1992.

32. Matthews J. D. Cognitive Behavioral Therapy Approach for Suicidal Thinking and Behaviors in Depression, Mental Disorders - Theoretical and Empirical Perspectives / R.Woolfolk. 2013. doi : 10.5772/52418.URL: http://www.intechopen.com/books/m disorders-theoretical-and -empirical-perspectives/cognitive-behavioral-therapy-approach-for-suicidal-inking-and -behaviors-in-depression (дата обращения 25.08.2013).

33. Miller A. B., Esposito-Smythers C., Leichtweis R. N. A short-term, prospective test of the interpersonal-psychological theory of suicidal ideation in an adolescent clinical sample // Suicide and Life-Threatening Behavior. 2015, vol. 46 (3), p. 337-351.

34. Miotto P., De Coppi M., Frezza M. et al. Suicidal ideation and aggressiveness in school-aged youths // Psychiatry Research. 2003, vol. 120, p. 247-255.

35. O’Connor R. C. Towards an integrated motivational-volitional model of suicidal behaviour // International Handbook of Suicide Prevention: Research, Policy and Practice / Eds. R.C. O’Connor, S. Platt, J. Gordon. Chichester: John Wiley & Sons, 2011, p. 181-198. doi:10.1002/9781119998556.ch11

36. Schaefer E. S. Children's reports of parental behavior: An inventory // Child Development. 1965. Vol. 36 (2). P. 413-424.

37. Spirito A., Esposito-Smythers C., Wolff J. Cognitive-Behavioral Therapy for Adolescent Depression and Suicidality // Child and Adolesc Psychiatric Clinics of North America. 2011. No. 20, p. 191-20.

38. Wenzel A., Beck A. T. A cognitive model of suicidal behavior: Theory and treatment // Applied and Preventive Psychology. 2008. No. 12, p. 189-201


Рецензия

Для цитирования:


Санталова Е.А., Киселёва О.В. Взаимосвязь детско-родительских отношений, социальной и школьной дезадаптации и суицидальных рисков подростков. Reflexio. 2018;11(2):63-85. https://doi.org/10.25205/2658-4506-2018-11-2-63-85

For citation:


Santalova E.A., Kiseleva O.V. Relations of parent-child relationships, social and school maladjustment and suicidal risks in adolescents. Reflexio. 2018;11(2):63-85. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2658-4506-2018-11-2-63-85

Просмотров: 378


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-4506 (Print)
ISSN 2658-6894 (Online)