Preview

Reflexio

Расширенный поиск
Том 11, № 1 (2018)
Скачать выпуск PDF

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

5-18 321
Аннотация

Рассмотрены структура эмоционального выгорания, особенности совладающего со стрессом поведения и эмоциональной регуляции у матерей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра. Группой сравнения выступили матери нейротипичных детей. Матери детей с РАС демонстрируют большую выраженность первой фазы эмоционального выгорания - напряжения, при этом у них не выявлено тенденций дистанцирования и отчуждения от ребенка. Они в большей степени склонны использовать положительную переоценку проблемных ситуаций, подавлять неприятные мысли, связанные с ребенком, смиряться с существующей ситуаций как с неизбежностью, и в меньшей степени склонны к руминациям. Важными ресурсами, позволяющими справляться со стрессом, оказываются достижения ребенка, сформировавшего какие-либо навыки, наличие здорового ребенка в семье, в некоторых случаях - социальная поддержка, общение с другими матерями детей с РАС.

19-36 268
Аннотация

Статья посвящена исследованию самооценки, тревожности, копинг-стратегий у молодых мужчин с наркотической зависимостью. Выборку исследования составили 29 молодых мужчин в возрасте от 18 до 30 лет с наркотической зависимостью, находящихся в реабилитационном центре «Берег надежды» г. Новосибирска. В контрольную группу вошли 36 студентов НГУ мужского пола в возрасте от 18 до 22 лет без наркотической зависимости. Для проведения психодиагностического исследования были использованы методики «Личностный дифференциал» (2002) (вариант, адаптированный в НИИ им. В. М.Бехтерева), «Интегративный тест тревожности (ИТТ)» (методика, адаптированная А. П. Бизюком, Л. И. Вассерманом, Б. В. Иовлевым, 2001), опросник «Способов совладающего поведения» Р. Лазаруса, С. Фолькмана (1988). Согласно полученным результатам самооценка молодых мужчин с наркотической зависимостью достаточно нестабильна и резко меняется в зависимости от их состояния, местонахождения и установки на лечение. На момент снятия абстинентного синдрома самооценка наркозависимых характеризуется идеализированным представлением о себе, иллюзорностью, неспособностью критически оценивать свои характеристики и отрицанием существования у себя психологических проблем. Выявленный в данной группе уровень ситуативной тревоги и личностной тревожности свидетельствует о наличии дезадаптации как в интер- или интраиндивидуальных отношениях, так и дисгармонии со средой в целом. В структуре тревожности у молодых мужчин с наркотической зависимостью выражены эмоциональный дискомфорт, ощущение непонятной угрозы, общая озабоченность будущим на фоне повышения эмоциональной чувствительности. Способы совладающего поведения в группе наркозависимых сопровождаются проявлением чувства вины и неудовлетворенности собой в группе, использованием примитивных, инфантильно-защитных механизмов совладания со стрессом, таких как дистанцирование, избегание, конфронтация, игнорирование действенного решения проблемы в виде ее положительной переоценки.

37-46 189
Аннотация

Роведен анализ статей, связанных с постнеклассичесской психологией и представленных в международной базе данных Scopus. Идентифицировано 30 научных публикаций, вышедших с 2002 по 2017 г., содержащих термины (в названии, аннотации или списке ключевых слов), по которым определялась тема исследования («post-non-classical», «post-nonclassical» «postnonclassical») и представленные в отрасли знания «Психология». Показано, что подавляющее большинство статей, посвященных постнеклассической психологии, публикуется российскими авторами и /или в российских журналах. При помощи построения понятийной карты на основе анализа ключевых слов выделены три тематических кластера. Выявлено, что доля публикаций по постнеклассической психологии не превышает одного процента. Проведенный библиометрический анализ показывает, что утверждение о том, что современная психология является постнеклассической наукой, не подтверждается количественными данными.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

47-67 318
Аннотация

Представлены результаты адаптации опросника Modified Checklist for Autism in Toddlers, Revised with Follow-Up (M-CHAT-R/F) для скрининга детей раннего возраста на русскоязычной выборке (n = 105). Произведена оценка психометрических характеристик русской версии опросника: надежности по внутренней согласованности, конструктной валидности, конкурентной критериальной валидности и текущей критериальной валидности и дискриминативности заданий. По результатам адаптации опросник M-CHAT-R/F обладает хорошими психометрическими показателями, что свидетельствует о целесообразности проведения полной версии опросника с последующим интервью (M-CHAT-R/F). В силу большой популярности и частого использования данного опросника за рубежом, представляется перспективным сопоставление результатов, полученных на российской выборке, с результатами зарубежных исследований.

68-82 185
Аннотация

Представлены результаты апробации русскоязычной версии опросника восприимчивости к красоте «Engagement with beauty scale» (R. Diessner, R. D. Solom, N. K. Frost, L. Parsons, J. Davidson). Восприимчивость к красоте определяется как степень вовлеченности во взаимодействие с красотой природы, искусства и нравственной красотой человека. Основная философская идея, на которую опирались американские исследователи при создании методики, это единство трех составляющих бытия - истины, красоты и добра. Проверка внутренней структуры опросника «Восприимчивость к красоте» при помощи конфирматорного факторного анализа показала, что он обладает трехфакторной структурой, соответствующей исходной авторской модели. Проведенный психометрический анализ свидетельствует, что данный опросник имеет хорошую внутреннюю согласованность, ретестовую надежность, конвергентную, дискриминантную и критериальную валидность. Были получены дополнительные интересные результаты по взаимосвязи личностных факторов с восприимчивостью к красоте в целом, а также с красотой природы, искусства и нравственной красотой человека в частности. Полученные результаты позволяют считать русскоязычную версию «Engagement with beauty scale» надежным и валидным инструментом оценки восприимчивости к красоте.

83-98 345
Аннотация

Рассматриваются два наиболее широко используемых опросника самооценки депрессии BDI-II и PHQ-9. Целью исследования является анализ результатов данных опросников и их психометрических характеристик на выборке 392 студентов и сотрудников университетов г. Новосибирска (НГУ, НГМУ, СибАГС). По результатам опросника PHQ-9, 8 чел. попали в группу тяжелой депрессии, 38 - в группу умеренно тяжелой депрессии. По опроснику BDI-II в группу тяжелой депрессии попали 20 чел., 50 чел. - в группу депрессии средней степени тяжести. Опросники продемонстрировали хорошую и отличную надежность (коэффициент надежности альфа Кронбаха составил 0,83 для PHQ-9 и 0,905 для BDI-II). Корреляция между опросниками составила ρ = 0,71, p < 0,001. При проверке факторной структуры опросников была подтверждена однофакторная модель PHQ-9. Факторную структуру BDI-II установить не удалось, хотя наиболее адекватное соответствие данным продемонстрировала двухфакторная модель. Подобное расхождение в уровнях депрессии, а также отсутствие в нашем исследовании факторной структуры BDI-II может быть связано с тем, что данный опросник отражает не специфические компоненты депрессии, а особенности студенческой выборки. Обсуждается вопрос о возможности применения опросника BDI-II на неклинической выборке.

ОБЗОРЫ

99-153 1250
Аннотация

Цель. Феномен хикикомори, впервые описанный в Японии как форма острой и / или тяжелой самоизоляции молодежи, в настоящее время рассматривается как международная растущая социально-психологическая проблема, появляется все больше описаний случаев подобного поведения среди молодежи в разных странах. Цель этой статьи - обобщение результатов исследований, проведенных в Японии и в других странах, для обеспечения большего понимания феномена хикикомори.

Метод. В этом обзоре изучалась существующая имеющаяся научная информация о феномене хикикомори в академических базах данных (Scopus, ScienceDirect, Web of Science и PubMed).

Результаты. После проведенного анализа исследований мы обобщили информацию по следующим категориям: 1) определения понятия хикикомори; 2) хикикомори и психические заболевания; 3) теории развития; 4) факторы, связанные с социальной изоляцией молодежи; 5) интервенции для социально изолировавшихся молодых людей. Соответственно, существуют разнообразные и противоречивые определения феномена социальной изоляции молодежи. Исследования основаны на моделях, которые приводят к совершенно различным выводам. Исследователи, рассматривающие социальную изоляцию молодежи с точки зрения теории привязанности, видят данный феномен как негативное явление, тогда как те, кто принимает теорию стадий психосоциального развития, относятся к нему более позитивно как к процессу поиска самопознания в период «психосоциального моратория». В настоящее время разработаны различные методы помощи для социально изолировавшихся молодых людей, в основном в Японии, но практически не существует научных исследований оценки их эффективности.

Вывод. Анализ показал гетерогенность феномена хикикомори, выделяются разные подгруппы социально изолировавшейся молодежи. Исследователи предлагают рассматривать феномен хикикомори как результат взаимодействия между психологическими, семейными, социокультурными, поведенческими и биологическими факторами. Отмечается, что будущая валидация этого подхода поможет продвинуться вперед в развитии теории социальной изоляции молодежи как новой проблемы в развитых странах и эффективных научно обоснованных методов помощи.

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

154-181 117
Аннотация

На основании проведенных интервью с родителями, выбравшими семейное обучение для своих детей, описывается семейное образование как один из форматов получения основного общего образования. Проанализированы статистические данные и сопоставлены с данными интервью, описана в общем виде распространенность семейного образования в современной России. Описаны проблемы взаимодействия родителей и школы, процесс обучения детей и контакты с другими родителями, выбравшими семейное обучение. Рассмотрены мотивы выбора семейного образования.

ВЗГЛЯД ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

182-192 166
Аннотация

Рассматривается проблема сенсорной интеграции, а также вопросы, касающиеся адаптации детей в окружающем мире, их умения понимать, что происходит вокруг и умения давать обратную связь на происходящее. Существующие труды в этой области на сегодняшний день показывают, что нарушение процесса обработки сенсорной информации усиливается у детей, находящихся в неблагоприятной окружающей среде. Следовательно, влияние среды можно и необходимо корректировать посредством изменения ситуаций и различных стимулов.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-4506 (Print)
ISSN 2658-6894 (Online)