Атрибутивный стиль: структура и особенности измерения
https://doi.org/10.25205/2658-4506-2022-15-2-31-47
Аннотация
В данной работе изучалось влияние особенностей процедуры тестирования опросником ASQ на показатели внутренней согласованности шкал интернальности. В исследовании принимало участие 149 студентов, которые заполняли опросник ASQ и УСК. В анализе был сделан акцент на контроле двух источников вариативности оценок интернальности. Первый источник имел отношение к формулированию причины, а второй – к ее оценке. Все формулируемые испытуемыми ответы были сгруппированы, а затем сравнивались по интернальности, стабильности и глобальности. В результате были выявлены высокозначимые различия по интернальности для всех 12 пунктов опросника, что свидетельствует о том, что источники вариативности ответов в наибольшей степени будут влиять на последующее оценивание именно по этому параметру. Наиболее приемлемые психометрические показатели были получены для шкалы успеха в сфере достижений. Для остальных шкал интернальности этого уровня обобщения были получены низкие значения внутренней согласованности.
Об авторе
А. М. ГолубевРоссия
Голубев Андрей Михайлович, старший преподаватель кафедры психологии личности Института медицины и психологии им. В. Зельмана
RSCI AuthorID 208105
Новосибирск
Список литературы
1. Бажин Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 3. С. 152–162.
2. Голубев А. М. Исследование психометрических свойств онлайн-опросников локуса контроля // Reflexio. 2021. Т. 14(2). С. 46–60.
3. Гордеева Т. О., Осин Е. Н., Шевяхова В. Ю. Диагностика оптимизма как атрибутивного стиля (опросник СТОУН). М.: Смысл, 2008.
4. Arntz A., Gerlsma C. & Albersnagel F. A. Attributional style questioned: Psychometric evaluation of the ASQ in Dutch adolescents // Advances in Behaviour Research and Therapy. 1985. Vol. 7(1–2). P. 55–89.
5. Feather N. T. & Simon J. G. Causal attributions for success and failure in relation to expectations of success based upon selective or manipulative control // Journal of Personality. 1971. Vol. 39(4). P. 527–541.
6. Higgins N. C., Zumbo B. D. & Hay J. L. Construct Validity of Attributional Style: Modeling Context-Dependent Item Sets in the Attributional Style Questionnaire // Educational and Psychological Measurement. 1999. Vol. 59(5). P. 804–820.
7. Lynd-Stevenson R. M. Content analysis of responses: A practical procedure to measure attributional style // Personality and Individual Differences. 1995. Vol. 19(4). P. 449–454.
8. Peterson C., Semmel A., von Baeyer C., Abramson L.Y., Metalsky G. I. & Seligman M. E. P. The attributional Style Questionnaire // Cognitive Therapy and Research. 1982. Vol. 6(3). P. 287–299.
9. Rotter J. B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement // Psychological Monographs. 1966. Vol. 80(1), P. 1–28.
10. Schulman P., Castellon C. & Seligman M. E. P. Assessing explanatory style: The content analysis of verbatim explanations and the attributional style questionnaire // Behaviour Research and Therapy. 1989. Vol. 27(5). P. 505–509.
11. Seligman M. E. P & Buchanan G. Explanatory style. New York: Lawrence Erlbaum Associates, 1995
Рецензия
Для цитирования:
Голубев А.М. Атрибутивный стиль: структура и особенности измерения. Reflexio. 2022;15(2):31-47. https://doi.org/10.25205/2658-4506-2022-15-2-31-47
For citation:
Golubev A.M. Attributive Style: Structure and Features of Measurement. Reflexio. 2022;15(2):31-47. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2658-4506-2022-15-2-31-47