Preview

Reflexio

Расширенный поиск

Возможности формирования эмпатических реакций у детей с РАС

https://doi.org/10.25205/2658-4506-2022-15-1-3-26

Аннотация

Целью данной работы являлся анализ возможностей формирования и проявления эмпатии у людей с РАС. Согласно «Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам» (DSM-V), дефицит социально-эмоциональной взаимности, которая включает сниженный обмен интересами, эмоциями и привязанностью, определяется как один из диагностических критериев РАС.
Анализ имеющихся работ по данной теме показал, что снижение эмпатических проявлений у людей с РАС может быть связано с невыученными отношениями между аффективными стимулами и соответствующими эмпатическими реакциями. Для коррекции этого рассогласования была разработана обучающая программа, направленная на формирование соответствующих вокальных и моторных реакций в ответ на предъявляемые аффективно заряженные ситуации. Диагностика начального уровня эмпатического реагирования показала, что основной дефицит, стоящий за отсутствием или слабым развитием эмпатии, заключается в неумении соотносить контекст ситуации и уместность определенной реакции (даже при наличии данной реакции в поведенческом репертуаре).
Реализация разработанной нами программы показала, что дети с аутизмом в возрасте 7–8 лет могут научиться демонстрировать социально значимые навыки эмпатического реагирования в предварительных игровых условиях и что эти навыки могут распространяться на ситуации и игрушки, не предназначенные для обучения, а также на ситуации в естественных условиях. Речь идет о возможности соотнесения контекста и уместности определенной реакции. Иначе говоря, мы можем заключить, что эмпатическое реагирование доступно детям с РАС.
В то же время мы пришли к выводу, что для людей с РАС характерна рассогласованность в проявлении аффективных реакций, в том числе эмпатических, что предопределяет трудность восприятия таких проявлений другими людьми. Согласованность в проявлении эмпатического реагирования подразумевает контекстуальное единство зрительного контакта, мимических проявлений, интонационного сопровождения, вокального и моторного проявления. Как показывают результаты данного исследования, мы можем помочь детям и взрослым с РАС проявлять контекстуальные компоненты эмпатического реагирования. Интеграции эмпатических проявлений в согласованный аффективный ответ в данном исследовании не наблюдалось. Насколько такая интеграция принципиально достижима и каковы пути и перспективы формирования согласованного эмпатического реагирования – вопрос для будущих исследований.

Об авторах

О. Н. Первушина
Новосибирский государственный университет
Россия

Первушина Ольга Николаевна, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой психологии личности, заместитель директора Института медицины и психологии им. Зельмана,  директор Междисциплинарного центра прикладного анализа поведения

Scopus Author ID 57190754195

RSCI AuthorID 406156

Новосибирск



Д. И. Гилёва
Новосибирский государственный университет
Россия

Гилёва Дарья Ивановна, бакалавр психологии 

Новосибирск



Список литературы

1. Ambler P.G., Eidels A., Gregory C. Anxiety and aggression in adolescents with autism spectrum disorders attending mainstream schools // Res. Autism Spectr. Disord. 2015. Vol. 18. P. 97–109.

2. Argott P. et al. Increasing the use of empathic statements in the presence of a non-verbal affective stimulus in adolescents with autism // Res. Autism Spectr. Disord. 2008. Vol. 2, № 2. P. 341–352.

3. Bailey S.L. Stimulus overselectivity in learning disabled children. // J. Appl. Behav. Anal. 1981. Vol. 14, № 3. P. 239–248.

4. Buffington D.M. et al. Procedures for Teaching Appropriate Gestural Communication Skills to Children with Autism // J. Autism Dev. Disord. 1998. Vol. 28, № 6. P. 535–545.

5. Charlop M. et al. Using the picture exchange communication system (PECS) with children with autism: Assessment of PECS acquisition, speech, socialcommunicative behavior, and problem behavior // J. Appl. Behav. Anal. 2002. Vol. 35. P. 213–231.

6. Charlop M.H., Walsh M.E. Increasing autistic children’s spontaneous verbalizations of affection: an assessment of time delay and peer modeling procedures. // J. Appl. Behav. Anal. 1986. Vol. 19, № 3. P. 307–314.

7. Charman T. et al. Infants with autism: an investigation of empathy, pretend play, joint attention, and imitation // Dev. Psychol. 1997. Vol. 33, № 5. P. 781–789. Daou N., Vener S.M., Poulson C.L. Analysis of three components of affective behavior in children with autism // Res. Autism Spectr. Disord. 2014. Vol. 8, № 5. P. 480–501.

8. de Waal F.B.M. Putting the altruism back into altruism: the evolution of empathy // Annu. Rev. Psychol. 2008. Vol. 59. P. 279–300.

9. Decety J., Michalska K.J. Neurodevelopmental changes in the circuits underlying empathy and sympathy from childhood to adulthood // Dev. Sci. 2010. Vol. 13, № 6. P. 886–899.

10. Findlay L.C., Girardi A., Coplan R.J. Links between empathy, social behavior, and social understanding in early childhood // Early Child. Res. Q. 2006. Vol. 21, № 3. P. 347–359.

11. Frith C.D., Frith U. Mechanisms of Social Cognition // Annu. Rev. Psychol. 2012. Vol. 63, № 1. P. 287–313.

12. Gena A. et al. Training and Generalization of Affective Behavior Displayed by Youth with Autism // J. Appl. Behav. Anal. 1996. Vol. 29, № 3. P. 291–304.

13. Gena A., Couloura S., Kymissis E. Modifying the Affective Behavior of Preschoolers with Autism Using In-Vivo or Video Modeling and Reinforcement Contingencies // J. Autism Dev. Disord. 2005. Vol. 35, № 5. P. 545–556.

14. Harris S.L., Handleman J.S., Alessandri M. Teaching youths with autism to offer assistance. // J. Appl. Behav. Anal. 1990. Vol. 23, № 3. P. 297–305.

15. Iwata B.A. et al. Toward a Functional Analysis of Self-Injury // J. Appl. Behav. Anal. 1994. Vol. 27, № 2. P. 197–209.

16. Rheingold H.L., Hay D.F., West M.J. Sharing in the Second Year of Life // Child Dev. [Wiley, Society for Research in Child Development], 1976. Vol. 47, № 4. P. 1148–1158.

17. Schrandt J.A., Townsend D.B., Poulson C.L. Physical Activity in Homes 13 Teaching Empathy Skills to Children with Autism // J. Appl. Behav. Anal. 2009. Vol. 42, № 1. P. 17–32.

18. Sigman M.D. et al. Responses to the Negative Emotions of Others by Autistic, Mentally Retarded, and Normal Children // Child Dev. [Wiley, Society for Research in Child Development], 1992. Vol. 63, № 4. P. 796–807.

19. Szalavitz M., Perry B.D. Born for love: why empathy is essential – and endangered. 1st ed. New York, NY: William Morrow, 2010. 374 p.

20. Yirmiya N. et al. Empathy and Cognition in High-Functioning Children with Autism // Child Dev. [Wiley, Society for Research in Child Development], 1992. Vol. 63, № 1. P. 150–160.


Рецензия

Для цитирования:


Первушина О.Н., Гилёва Д.И. Возможности формирования эмпатических реакций у детей с РАС. Reflexio. 2022;15(1):3-26. https://doi.org/10.25205/2658-4506-2022-15-1-3-26

For citation:


Pervushina O.N., Gileva D.I. Possibilities of Forming Empathic Reactions in Children with ASD. Reflexio. 2022;15(1):3-26. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2658-4506-2022-15-1-3-26

Просмотров: 288


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-4506 (Print)
ISSN 2658-6894 (Online)