Самовосприятие, восприятие родителями и метавосприятие межличностной эффективности подростков с расстройствами аутистического спектра
Аннотация
Предпосылки: как подростки с расстройствами аутистического спектра (РАС) воспринимают свои навыки межличностного взаимодействия и насколько точным является это «восприятие самоэффективности»? А как они воспринимают оценку их коммуникативных навыков со стороны родителей, и точно ли это «метавосприятие»?
Процедура: мы использовали циркумплекс2 шкал межличностной эффективности, чтобы оценить самовосприятие и восприятие родителями эффективности подростков с РАС (n = 22) и без РАС (n = 22) в широком спектре типов социального поведения, отличающихся по степени субъектности (от настойчивого и контролирующего до робкого и уступчивого) и степени общения (от дружелюбного и готового к сотрудничеству до настороженного и дистанцирующегося). Мы также оценили метавосприятие подростками восприятия их родителей и метавосприятие родителями восприятия подростков.
Результаты: родители подростков с РАС не были уверены в коммуникативных навыках своих детей (особенно касающихся установления контакта с другими и руководства ими), но они правильно предугадывали, что их дети будут выражать бóльшую степень уверенности, чем они. Действительно, подростки с РАС ощущали себя столь же эффективными, как и подростки из контрольной группы, и не осознавали степень, в которой их родители не разделяли их уверенность. Тем не менее, подростки с РАС и подростки из контрольной группы продемонстрировали схожие уровни соответствия между оценками родителей и детей и точности метавосприятия, касающегося условных сильных и слабых сторон подростка.
Выводы: подростки с РАС были слишком уверены в себе, что может защищать их от чувства разочарования, но лишь только если они принимают участие в общественной деятельности, которая может улучшить их социальные навыки. Наблюдаемое согласие относительно условных сильных и слабых сторон может позволить родителям и специалистам использовать сильные стороны для того, чтобы укрепить уверенность подростка в себе, одновременно работая с ним над его слабостями.
Список литературы
1. American Psychiatric Association (2013). Diagnostic and statistical manual of mental disorders (DSM-5), 5th ed. Arlington, VA: Author.
2. Bandura, A. (1997). Self-efficacy: The exercise of control. New York: Freeman.
3. Grainger, C., Williams, D. M., & Lind, S. E. (2016). Metacognitive monitoring and control processes in children with autism spectrum disorder: Diminished judgement of confidence accuracy. Consciousness and Cognition, 42, 65–74. doi 10.1016/j.concog.2016.03.003
4. Green, J., Gilchrist, A., Burton, D., & Cox, A. (2000). Social and psychiatric functioning in adolescents with Asperger syndrome compared with conduct disorder. Journal of Autism and Developmental Disorders, 30, 279–293. doi 10.1023/A:1005523232106
5. Gurtman, M. B. (2009). Exploring personality with the interpersonal circumplex. Social and Personality Psychology Compass, 3, 601–619. doi 10.1111/j.17519004.2009.00172.x
6. Happé, F., & Frith, U. (2014). Annual research review: Towards a developmental neuroscience of atypical social cognition. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 55, 553–577. doi 10.1111/jcpp.12162
7. Hopwood, C. J., Ansell, E. B., Pincus, A. L., Wright, A. G. C., Lukowitsky, M. R., & Roche, M. J. (2011). The circumplex structure of interpersonal sensitivities. Journal of Personality, 79, 707–739. doi 10.1111/j.1467-6494.2011.00696.x
8. Johnson, S. A., Filliter, J. H., & Murphy, R. R. (2009). Discrepancies between selfand parent-perceptions of autistic traits and empathy in high functioning children and adolescents on the autism spectrum. Journal of Autism and Developmental Disorders, 39(12), 1706–1714. doi 10.1007/s10803-009-0809-1
9. Kenny, D. A. (1994). Interpersonal perception: A social relations analysis. New York, NY: Guilford.
10. Knott, F., Dunlop, A.-W., & Mackay, T. (2006). Living with ASD: How do children and their parents assess their difficulties with social interaction and understanding? Autism, 10, 609–617. doi 10.1177/1362361306068510
11. Koning, C., & Magill-Evans, J. (2001). Social and language skills in adolescent boys with Asperger syndrome.Autism, 5, 23–36. doi 10.1177/1362361301005001003 Lerner, M. D., Calhoun, C. D., Mikami, A. Y., & De Los Reyes, A. (2012).
12. Understanding parent-child social informant discrepancy in youth with high functioning autism spectrum disorders. Journal of Autism and Developmental Disorders, 42(12), 2680–2692. doi 10.1007/s10803-012-1525-9
13. Locke, K. D., & Adamic, E. (2012). Interpersonal circumplex vector length and interpersonal decision making. Personality and Individual Differences, 53, 764– 769. doi 10.1016/j.paid.2012.06.001
14. Locke, K. D., & Sadler, P. (2007). Self-efficacy, values, and complementarity in dyadic interactions: Integrating interpersonal and social-cognitive theory. Personality and Social Psychology Bulletin, 33, 94–109. doi 10.1177/0146167206293375
15. Locke, K. D., Sayegh, L., Penberthy, J. K., Weber, C., Haentjens, K., & Turecki, G. (2016). Interpersonal circumplex profiles of persistent depression: Goals, self-efficacy, problems, and effects of group therapy. Journal of Clinical Psychology. doi 10.1002/jclp.22343 [in press]
16. Locke, K. D. (2011). Circumplex measures of interpersonal constructs. In L. M. Horowitz, & S. Strack (Eds.), Handbook of interpersonal psychology (pp. 313–324). Hoboken, NJ: Wiley.
17. Locke, K. D. (2015). Agentic and communal social motives. Social and Personality Psychology Compass, 9, 525–538. doi 10.1111/spc3.12201
18. Lombardo, M. V., & Baron-Cohen, S. (2011). The role of the self in mindblindness in autism. Consciousness and Cognition, 20, 130–140. doi 10.1016/j. concog.2010.09.006
19. McMahon, C. M., & Solomon, M. (2015). Brief report: Parent-adolescent informant discrepancies of social skill importance and social skill engagement for higher-functioning adolescents with autism spectrum disorder. Journal of Autism and Developmental Disorders, 45(10), 3396–3403. doi 10.1007/s10803-015-2494-6
20. Schriber, R., Robins, R., & Solomon, M. (2014). Personality and self-insight in individuals with autism spectrum disorder. Journal of Personality and Social Psychology, 106, 112–130. doi 10.1037/a0034950
21. Smith, H. M., & Betz, N. E. (2002). An examination of efficacy and esteem pathways to depression in young adulthood. Journal of Counseling Psychology, 49, 438–448. doi 10.1037/0022-0167.49.4.438
22. Taylor, S. E., & Brown, J. (1988). Illusion and well-being: A social psychological perspective on mental health. Psychological Bulletin, 103, 193–210.
23. Trucco, E. M., Wright, A. G. C., & Colder, C. R. (2014). Stability and change of social goals in adolescence. Journal of Personality, 82, 379–389. doi 10.1111/ jopy.12069
24. Vazire, S., & Carlson, E. N. (2010). Self-knowledge of personality: Do people know themselves? Social and Personality Psychology Compass, 4, 605–620. doi 10.1111/j.1751-9004.2010.00280.x
25. Verhoeven, E. W. M., Marijnissen, N., Berger, H. J. C., Oudshoorn, J., Van Der Sijde, A., & Teunisse, J. P. (2012). Brief report: Relationship between self-awareness of real-world behavior and treatment outcome in autism spectrum disorders. Journal of Autism and Developmental Disorders, 42(5), 889–894. doi 10.1007/s10803-0111311-0
26. Vickerstaff, S., Heriot, S., Wong, M., Lopes, A., & Dossetor, D. (2007). Intellectual ability, self-perceived social competence, and depressive symptomatology in children with high-functioning autistic spectrum disorders. Journal of Autism and Developmental Disorders, 37(9), 1647–1664. doi 10.1007/s10803-006-0292-x
27. Wei, M., Russell, D. W., & Zakalik, R. A. (2005). Adult attachment, social selfefficacy, self-disclosure, loneliness, and subsequent depression for freshman college students: A longitudinal study. Journal of Counseling Psychology, 52, 602–614. doi 10.1037/0022-0167.52.4.602
28. Wiggins, J. S. (2003). Paradigms of personality assessment. New York, NY: Guilford Press.
Рецензия
Для цитирования:
Локк К.Д., Митчелл Г.Э. Самовосприятие, восприятие родителями и метавосприятие межличностной эффективности подростков с расстройствами аутистического спектра. Reflexio. 2022;15(1):88-112.
For citation:
Locke K.D., Mitchell G.E. Self-Perceptions, Parent-Perceptions, and Meta-Perceptions of the Interpersonal Efficacy of Adolescents with Autism Spectrum Disorder. Reflexio. 2022;15(1):88-112. (In Russ.)