Preview

Reflexio

Расширенный поиск

Связь аутистических черт и когнитивно-стилевых особенностей

https://doi.org/10.25205/2658-4506-2023-16-2-5-28

Аннотация

Статья посвящена изучению специфики функционирования когнитивной сферы у лиц с выраженными аутистическими тенденциями через призму когнитивно-стилевого подхода, обеспечивающего более целостный взгляд на проблему организации познавательной деятельности при расстройствах аутистического спектра, нежели рассмотрение исключительно в терминах выявляемых дефицитов. Результаты проведенного эмпирического исследования свидетельствуют о наличии прямых связей между выраженностью различных аспектов аутистических проявлений и такими полюсами когнитивных стилей, как поленезависимость, ригидный познавательный контроль, рефлективность, конкретная концептуализация и узкий диапазон эквивалентности; вопросы о связи аутистических тенденций с толерантностью к нереалистическому опыту, а также о принадлежности к полюсу аналитичности или холистичности требуют уточнений. В целом полученные данные согласуются с теорией слабой центральной когерентности, предполагая фрагментарность познавательного «поля» у лиц с выраженными аутистическими чертами, сопровождающуюся высокой ригидностью, дихотомическим мышлением, тенденцией к построению конкретных ментальных репрезентаций и независимостью от контекста.

Об авторах

В. В. Пак
Новосибирский государственный университет
Россия

Пак Валерия Витальевна, бакалавр психологии

Новосибирск



А. П. Шабалин
Новосибирский государственный университет
Россия

Шабалин Алексей Павлович, старший преподаватель кафедры психологии личности Института медицины и психологии им. Зельмана, младший научный сотрудник Междисциплинарного центра прикладного анализа поведения ИМПЗ

Новосибирск

Scopus Author ID 57206893194

Author ID RSCI 1002509



Список литературы

1. Альбицкая Ж. В. Роль и влияние «расширенного аутистического фенотипа» у родителей на возникновение расстройств аутистического спектра у детей // Психическое здоровье. 2019. № 6. С. 39–44.

2. Апанович В. В., Знаков В. В., Александров Ю. И. Апробация шкалы аналитичности-холистичности на российской выборке // Психологический журнал. 2017. Т. 38. № 5. С. 80–96.

3. Волкова Е. В. Технологии развития ментальных ресурсов. М.: Институт психологии РАН, 2015. 256 с.

4. Григоренко Е. Л. Расстройства аутистического спектра. Вводный курс: Учебное пособие для студентов. М.: Практика, 2018. 280 с.

5. Дудникова Т. А., Волкова Е. В. Методика диагностики когнитивного стиля индивидуальности // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики. 2017. С. 645–652.

6. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 144 с.

7. Холодная М. А. Когнитивная психология. Когнитивные стили: Учебное пособие для вузов. 3-е изд. М.: Юрайт, 2021. 307 с.

8. Шабалин А. П., Первушина О. Н. Адаптация опросника Autism-Spectrum Quotient (AQ) для оценки выраженности аутистических проявлений у взрослых: психометрические характеристики и факторная структура // Reflexio. 2020. Т. 13. № 2. С. 118–161.

9. Шабалин А. П., Первушина О. Н. Интолерантность к неопределенности как ключ к пониманию расстройств аутистического спектра // Вопросы психологии. 2023. Т. 69. № 2. С. 106–115.

10. American Psychiatric Association. Diagnostic and statistical manual of mental disorders (5th ed.). Washington, D.C.: American Psychiatric Publishing, 2013.

11. Baron-Cohen S., Ashwin E., Ashwin C., Tavassoli T., & Chakrabarti B. Talent in autism: hyper-systemizing, hyper-attention to detail and sensory hypersensitivity // Philosophical transactions of the Royal Society of London. Series B, Biological sciences. 2009. Vol. 364 (1522). P. 1377–1383.

12. Baron-Cohen S., Wheelwright S., Skinner R., Martin J., & Clubley E. (2001). The autism-spectrum quotient (AQ): evidence from Asperger syndrome / highfunctioning autism, males and females, scientists and mathematicians // Journal of autism and developmental disorders. 2001. Vol. 31 (1), P. 5–17.

13. Bertrams A. Less illusion of a just world in people with formally diagnosed autism and higher autistic traits // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2021. Vol. 51 (10). P. 3733–3743.

14. Booth R. & Happé F. “Hunting with a knife and … fork”: Examining central coherence in autism, attention deficit/hyperactivity disorder, and typical development with a linguistic task // Journal of Experimental Child Psychology. 2010. Vol. 107 (4) P. 377–393.

15. Cooper R. A., Plaisted-Grant K. C., Baron-Cohen S. & Simons J. S. Reality Monitoring and Metamemory in Adults with Autism Spectrum Conditions // Journal of autism and developmental disorders. 2016. Vol. 46 (6). P. 2186–2198.

16. Frith U. Autism: A Very Short Introduction. Oxford: Oxford University Press, 2008.

17. Garfinkel S. N., Tiley C., O’Keeffe S., Harrison N. A., Seth A. K., & Critchley H. D. // Discrepancies between dimensions of interoception in autism: Implications for emotion and anxiety. Biological psychology. 2016. Vol. 114. P. 117–126.

18. Gastgeb H. Z., Strauss M. S., Minshew N. J. Do Individuals With Autism Process Categories Differently? The Effect of Typicality and Development // Child Development. 2006. Vol. 77. P. 1717–1729.

19. Gerdts J. & Bernier R. The broader autism phenotype and its implications on the etiology and treatment of autism spectrum disorders // Autism research and treatment. 2011. 545901.

20. Goodwin C. D., Mosner M. G., Dichter G. S. Uncertainty Processing in Autism. In: Volkmar, F. (eds) Encyclopedia of Autism Spectrum Disorders. New York: Springer, 2019.

21. Happé F. Autism: cognitive deficit or cognitive style? // Trends in cognitive sciences. 1999. Vol. 3 (6). P. 216–222.

22. Huggins C. F., Donnan G., Cameron I. M., & Williams J. H. Emotional selfawareness in autism: A meta-analysis of group differences and developmental effects// Autism : the international journal of research and practice. 2021. Vol. 25 (2). P. 307–321.

23. Ploeger A. & Galis F. Evolutionary approaches to autism- an overview and integration // McGill journal of medicine : MJM : an international forum for the advancement of medical sciences by students. 2011. Vol. 13 (2). P. 38.

24. Ridley N. J., Homewood J. & Walters J. Cerebellar dysfunction, cognitive flexibility and autistic traits in a non-clinical sample // Autism : the international journal of research and practice. 2011. Vol. 15 (6). P. 728–745.

25. Robinson S., Goddard L., Dritschel B., Wisley M. & Howlin P. (2009). Executive functions in children with autism spectrum disorders // Brain and cognition. 2009. Vol. 71 (3). P. 362–368.

26. Rodgers J., Glod M., Connolly B., & McConachie H. The relationship between anxiety and repetitive behaviours in autism spectrum disorder // Journal of autism and developmental disorders. 2012. Vol. 42 (11). P. 2404–2409.

27. Simashkova N. V., Boksha I. S., Klyushnik T. P., Iakupova L. P., Ivanov M. V., Mukaetova-Ladinska E. B. Diagnosis and Management of Autism Spectrum Disorders in Russia: Clinical-Biological Approaches // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2019. Vol. 49. P. 3906–3914.

28. Suzuki N. & Hirai M. Autistic traits associated with dichotomic thinking mediated by intolerance of uncertainty // Scientific reports. 2023. Vol. 13 (1). 14049.

29. Thurber S., Sheehan W. & Valtinson G. (2007). Autism spectrum conditions from a Piagetian perspective // Psychology Journal. 2007. Vol. 4. P. 28–39.

30. Wakabayashi A., Baron-Cohen S. & Wheelwright S. Are autistic traits an independent personality dimension? A study of the Autism-Spectrum Quotient (AQ) and the NEO-PI-R // Personality and Individual Differences. 2006. Vol. 41 (5). P. 873–883.

31. Wantzen P., Boursette A., Zante E., Mioche J., Eustache F., Guénolé F., Baleyte J. M. & Guillery-Girard B. Autobiographical Memory and Social Identity in Autism: Preliminary Results of Social Positioning and Cognitive Intervention // Frontiers in psychology. 2021. Vol. 12. 641765.

32. World Health Organization. The ICD-10 classification of mental and behavioural disorders: Diagnostic criteria for research. Geneva: World Health Organization, 1993.

33. Zeidan J., Fombonne E., Scorah J., Ibrahim A., Durkin M. S., Saxena S., Yusuf A., Shih A., & Elsabbagh M. Global prevalence of autism: A systematic review update // Autism research : official journal of the International Society for Autism Research. 2022. Vol. 15 (5). P. 778–790.


Рецензия

Для цитирования:


Пак В.В., Шабалин А.П. Связь аутистических черт и когнитивно-стилевых особенностей. Reflexio. 2023;16(2):5-28. https://doi.org/10.25205/2658-4506-2023-16-2-5-28

For citation:


Pak V.V., Shabalin A.P. Relationship between Autistic Traits and Cognitive-Stylistic Features. Reflexio. 2023;16(2):5-28. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2658-4506-2023-16-2-5-28

Просмотров: 102


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-4506 (Print)
ISSN 2658-6894 (Online)