Характеристики психологической сепарации с родителями, субъективного переживания одиночества и самоотношения у подростков со склонностью к самоповреждающему поведению
https://doi.org/10.25205/2658-4506-2022-15-2-48-62
Аннотация
Целью исследования являлся анализ психологических характеристик сепарации с родителями, субъективного переживания одиночества и самоотношения у подростков с самоповреждающим поведением. Выборку составили 108 подростков города Новосибирска в возрасте от 15 до 18 лет с наличием и отсутствием самоповреждений. Инструментами для сбора материала послужили: авторская анкета; методика «Шкала причин самоповреждающего поведения» Н. А. Польской; опросник PSI (Psychological Separation Inventory) в адаптации В. П. Дзукаевой и Т. Ю. Садовниковой; шкала субъективного ощущения одиночества Д. Рассела (UCLA, версия 3) в адаптации И. Н. Ишмухаметова; методика «Личностный дифференциал», адаптированная в НИИ им. В. М. Бехтерева. В результате было получено, что у подростков с самоповреждающим поведением достоверно ниже показатели конфликтной сепарации с отцом и матерью и выше показатели эмоциональной сепарации с отцом. В самоотношении этих подростков присутствует ощущение своей малоценности, непринятие себя, зависимость от внешних оценок, трудности с саморегуляцией и самоконтролем. Также подростки с самоповреждениями переживают чувство одиночества как состояние дискомфорта на фоне ощущения своей малоценности и непонятости окружающими.
Об авторах
А. К. ЖдановаРоссия
Жданова Анастасия Константиновна, студентка Института медицины и психологии им. Зельмана
Новосибирск
О. В. Киселёва
Россия
Киселёва Оксана Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности Института медицины и психологии им. Зельмана
Новосибирск
Список литературы
1. Арестова О. Н., Махмудова С .Х. Субъективная презентация семейных отношений на разных уровнях осознанности (на примере подросткового возраста) // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2018. № 1. С. 55–69.
2. Банников Г. С., Федунина Н. Ю. Ведущие механизмы самоповреждающего поведения у подростков: по материалам мониторинга в образовательных организациях. / Консультативная психология и психотерапия. Т. 24. №3. 2016. С. 42–68.
3. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. СПб., Питер, 2001. 352 с.
4. Григорьева А. А. Концепция психопрофилактики аутоагрессивного поведения подростков (экзистенциально-аналитический аспект).: дисс. … д-ра психол. наук: 19.00.04/ ФГБУ НМИЦ психиатрии и наркологии им. В. П. Сербского, 2020. 663 с.
5. Дзукаева В. П., Садовникова Т. Ю. Адаптация опросника PSI (Psychological Separation Inventory) на российской выборке / Семейная психология и семейная терапия. №1. 2014. С. 3–15.
6. Дольто Ф. На стороне подростка. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2018. 423 с.
7. Закондырина В. А. Взаимосвязь аутоагрессивного поведения и социально-психологической адаптации подростков: автореф. дисс. докт. психол. наук: 19.00.01/ Московский гуманитарный университет, 2009.
8. Ипатов А. В. Психологические детерминанты аутодеструктивного поведения подростков и механизмы его коррекции: дисс. докт. психол. наук: 19.00.13/ РГПУ им. А. И. Герцена, СПб., 2017.
9. Кон И. С. Психология ранней юности. М: Просвещение, 1989. 256 с.
10. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. 992 с.
11. Мясищев В. Н. Психология отношений. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК». 1995. 356 с.
12. Польская Н. А. Причины самоповреждения в юношеском возрасте (на основе шкалы самоотчета) // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Т. 22. № 2. С. 140–152.
13. Польская Н. А. Психология самоповреждающего поведения. М.: Ленанд, 2017. 320 с.
14. Поскребышева Н. Н., Бабкина А. Ю. Семейные факторы развития автономии и сепарационных процессов у подростков // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2020. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semeynye-faktory-razvitiya-avtonomii-i-separatsionnyh-protsessov-u-podrostkov (дата обращения: 27.01.2023).
15. Реан А. А., Коновалов И. А. Дисфункциональная семья как фактор агрессивного поведения подростков // Вестник Московского университета МВД России. 2020(8):292-301.
16. Реан А. А., Коновалов И. А. Социально-перцептивный образ различных социальных групп в сознании подростков // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. №2. С. 60–80.
17. Слободчиков И. М. Переживание одиночества в рамках формирования «Я-концепции» подросткового возраста // Психологическая наука и образование. 2005. Т. 10. № 1. С. 28–32.
18. Слободчиков И. М. Переживание одиночества с позиций культурно-исторической психологии Л. С. Выготского // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2008. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perezhivanie-odinochestva-s-pozitsiy-kulturno-istoricheskoy-psihologii-l-s-vygotskogo-1 (дата обращения: 02.02.2023).
19. Снегирева Т. В., Воликова С. В. Нарушения привязанности у подростков с несуицидальным самоповреждающим поведением [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 4. С. 66–76. DOI: 10.17759/ jmfp.2020090406
20. Azarova E., Vyshkvyrkina M., Vorontsov D., Zinchenko E., Nemilova E. Cognitive Rigidity in Adolescence with a Tendency to Autoregressive Behavior Model. / E3S Web of Conferences. 258. 2021. С.1–9.
21. Emotional Dysregulation and Nonsuicidal Self-Injury: A Meta-Analytic Review [Электронный ресурс] / J. You [et al.] // Neuropsychiatry. 2018. Vol. 8. № 2. P. 733—748. https://www.jneuropsychiatry.org/peer-review/emotional-dysregulation-and-nonsuicidal-selfinjury-a-metaanalytic-review.pdf (дата обращения: 09.12.2020).
22. Gratz K. L. Targeting Emotion Dysregulation in the Treatment of Self-Injury // Journal of clinical psychology: in session. Vol.63. 2007. С. 1091–1103.
23. Hilt L. M., Nock M. K., Lloyd-Richardson E. E., Prinstein M. J. Longitudinal study of nonsuicidal self-injury among young adolescents rates, correlates, and preliminary test of an interpersonal model. / Journal of Early Adolescence. Vol. 28. № 3. 2008. С. 455–469.
24. Nock M. K. Actions speak louder than words: An elaborated theoretical model of the social functions of self-injury and other harmful behaviors / Applied and Preventive Psychology. Vol. 12. 2008. С.159–168.
Рецензия
Для цитирования:
Жданова А.К., Киселёва О.В. Характеристики психологической сепарации с родителями, субъективного переживания одиночества и самоотношения у подростков со склонностью к самоповреждающему поведению. Reflexio. 2022;15(2):48-62. https://doi.org/10.25205/2658-4506-2022-15-2-48-62
For citation:
Zhdanova A.K., Kiseleva O.V. Characteristics of Psychological Separation from Parents, Subjective Experience of Loneliness and Self-Attitude in Adolescents with a Tendency to Self-Injurious Behavior. Reflexio. 2022;15(2):48-62. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2658-4506-2022-15-2-48-62