Модально-интенциональное понимание рефлексии
https://doi.org/10.25205/2658-4506-2020-13-1-128-139
Аннотация
В современных условиях нарастающей сложности и неопределенности рефлексии как необходимому условию самоорганизации и саморазвития уделяется повышенное внимание в психологических исследованиях. В рамках неклассической парадигмы исследованы деятельностные составляющие рефлексии: способы, виды, формы, средства, механизмы, процессы, этапы, свойства, раскрывающиеся в существовании рефлексии в мышлении, сознании, личности, восприятии и деятельности. Мы обратились к определению самостоятельного существования рефлексии, следовательно, ее онтологии. Мы выделили модальности рефлексии, разработали на основе принципа триангуляции триангулярную сеть модальностей рефлексии, пронизанную интенциональностью рефлексии и регулируемую на основе динамического равновесия с помощью самой же рефлексии, ее модальностей. Такое системное представление о целостности рефлексии соответствует принципам постнеклассической парадигмы и имеет прикладное значение: модально-интенциональный анализ рефлексии позволяет выделять не только уровень развитости модальностей и направленностей, но и целенаправленно влиять на развитие для повышения устойчивости личности в ситуациях проблемности и неопределенности.
Об авторе
Т. Э. Сизикова
Новосибирский государственный педагогический университет
Россия
Сизикова Татьяна Эдуардовна – кандидат психологических наук, доцент, Ново-сибирский государственный педагогический университет (Новосибирск, Россия)
Просмотров:
181