Preview

Reflexio

Расширенный поиск

Почему аниме? Исследование содержательных аспектов интереса к японской анимации у молодежи (анализ на женской выборке)

https://doi.org/10.25205/2658-4506-2024-17-1-77-108

Аннотация

B Данное исследование посвящено изучению субъективного опыта увлечения аниме, анализу и сравнению содержания интереса к аниме у разных групп фанатов, выделенных по субъективной оценке силы увлеченностью аниме (слабоувлеченные фанаты аниме и сильноувлеченные, считающие себя отаку). Начальная выборка составила 433 человека, по результатам опроса были сформированы две группы, общей численностью 53 человека (отаку: N = 30, не-отаку: N = 23). Возраст респонденток в обеих группах варьировал от 18 до 32 лет, средний возраст для отаку составил M = 23,1, SD = 3,58; для не-отаку M = 22,2, SD = 3,83. Все участницы заполнили анкету для сбора социально-демографических данных и ответили на открытые вопросы об опыте увлечения аниме (силе, интенсивности, формах фанатского интереса) и причинах предпочтения аниме по сравнению с другими видами медиаконтента. Полученные данные обрабатывались с помощью конвенционального контент-анализа. Дополнительно был проведен количественный анализ данных: подсчитывалась и сравнивалась частота упоминаний выделенных в результате контент-анализа категорий. Результаты исследования показали, что в содержательных аспектах увлеченности аниме девушки отаку и не-отаку не различаются: в качестве причин предпочтения аниме девушки обеих групп называли необычность, уникальность художественно-выразительных средств и содержания аниме. Большая часть респонденток отмечала интерес к наблюдению за персонажами и связь с персонажами (желаемую идентификацию, сходство, сопереживание и парасоциальные отношения). Выявленные различия относились только к силе, интенсивности и формам выражения фанатского интереса: девушки отаку больше времени посвящают просмотру аниме, чаще посещают аниме-конвенции и занимаются фан-творчеством.

Об авторах

Я. С. Лякина
Новосибирский государственный университет
Россия

Лякина Яна Сергеевна, ведущий психолог, старший преподаватель кафедры клинической психологии факультета медицины и психологии им. В. Зельмана Института медицины и медицинских технологий

Scopus AuthorID: 58885095200

RSCI AuthorID: 1043029

Новосибирск



П. В. Гололобова
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств им. А. Д. Крячкова
Россия

Гололобова Полина Владимировна, магистрант факультета подготовки кадров высшей квалификации по направлению «Дизайн»

Новосибирск



Список литературы

1. Иванов Б. Введение в японскую анимацию. 2-е изд., испр. и доп. М.: Б.И., 2001.

2. Катасонова Е. Л. Японцы в реальном и виртуальном мирах: очерки современной японской массовой культуры. М.: Вост. лит., 2012.

3. Нейпир С. От «Акиры» до «Ходячего замка». Как японская анимация перевернула мировой кинематограф. М.: Эксмо, 2022.

4. Скворцова Е. Л. Японская эстетика XX века. Антология. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2021.

5. Furlong A. The Japanese hikikomori phenomenon: Acute social withdrawal among young people // The Sociological Review. 2008. Vol. 56. P. 309–325.

6. Hsieh H.-F., Shannon, S. E. Three Approaches to Qualitative Content Analysis// Qualitative Health Research. 2005. Vol. 15 (9). P. 1277–1288.

7. Kato T. A., Kanba S., & TeoA. R. Defining pathological social withdrawal: Proposed diagnostic criteria for hikikomori // World Psychiatry. 2020. Vol. 19 (1). P. 116–117.

8. Reysen S. Plante C. N., Chadborn D., Roberts, S. E. Gerbasi K. C., Miller J., Gamboa A., & Ray A. A brief report on the prevalence of self-reported mood disorders, anxiety disorders, attention-deficit/hyperactivity disorder, and autism spectrum disorder in anime, brony, and furry fandoms // The Phoenix Papers. 2018. Vol. 3 (2). P. 64–75.

9. Reysen S., Plante C. N., Chadborn D., Roberts S. E., & Gerbasi K. Transported to another world: The psychology of anime fans. International Anime Research Project. Texas, 2021.

10. Reysen S., Plante C. N., Roberts S. E., & Gerbasi K. C. Sex differences in parasocial connection to favorite anime characters: A multifactor approach // The Phoenix Papers. 2020. Vol. 4 (2). P. 72–92.

11. Reysen S., Plante C. N., Roberts S. E., & Gerbasi K. C. Empirically testing the veracity of otaku stereotypes // The Phoenix Papers. 2022. Vol. 5 (1). P. 210–233.


Рецензия

Для цитирования:


Лякина Я.С., Гололобова П.В. Почему аниме? Исследование содержательных аспектов интереса к японской анимации у молодежи (анализ на женской выборке). Reflexio. 2024;17(1):77-108. https://doi.org/10.25205/2658-4506-2024-17-1-77-108

For citation:


Lyakina Y.S., Gololobova P.V. Why anime? A Study of the Content Aspects of Interest in Japanese Animation among Youth (Analysis on a Female Sample). Reflexio. 2024;17(1):77-108. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2658-4506-2024-17-1-77-108

Просмотров: 13


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2658-4506 (Print)
ISSN 2658-6894 (Online)