Уровни и интегративные формы смысловых образований в контексте развития человека
https://doi.org/10.25205/2658-4506-2024-17-1-15-40
Аннотация
Концепции смысловых образований сейчас несколько разноречивы и фрагментарны, что затрудняет целенаправленную работу с ними в ходе психологической коррекции и воспитания. Пока очень слабо прояснены смыслы субъекта деятельности, а также природные предпосылки смыслов индивида. Целью исследования был поиск новых методологических оснований для создания единой, целостной и многоуровневой теоретической модели смысловых образований, с акцентом на их эмоциональных аспектах. Теоретический метод восхождения от абстрактного к конкретному в его модернизированной гегелевской версии нацелен на анализ становления сущностных свойств любого развивающегося формообразования. Смыслы, как и многие психологические феномены, человечны (ибо нет «бесчеловечных» смыслов), выступают проявлением сущностного начала человека. С этой точки зрения указанный метод «восхождения» продуктивен для создания многоуровневой модели форм смысловых образований.
В целом в работе показана возможность «привязки» форм смыслов к четырем уровням онтогенеза: индивид, субъект деятельности, личность и интегративная индивидуальность. Выявлены предпосылки смыслов индивида (доминанта), конкретизированы операционально-целевые смыслы уровня субъекта деятельности, раскрыты черты понимания личностного смысла в экзистенциальной и гуманистической трактовке. В ключе подходов культурно-исторической психологии введено понятие «конвенционально-нормативных личностных смыслов». Прослежены связи смыслов с эмоциональными аспектами. Результаты работы применимы для построения единой теории смыслов, а также в практике их воспитания и коррекции. Генезис интегративной индивидуальности при «восхождении» позволяет понять особенности ее смысложизненных переживаний, акцентированная связь которых с некоторыми эмоциональными аспектами значима для работы школьного психолога.
Об авторе
Н. С. ШадринКазахстан
Шадрин Николай Семенович, доктор психологических наук, кандидат философских наук, профессор, заведующий лабораторией экспериментальной психологии и психодиагностики
Павлодар
Список литературы
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 400 с.
2. Братусь Б. С. Общепсихологическая теория деятельности и проблема единиц анализа личности // Запорожец А. В., Зинченко В. П. (отв. ред.). А. Н. Леонтьев и современная психология. М.: Изд-во МГУ, 1983. С. 212–219.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь; Психология искусства; Вопросы детской психологии. М.: Эксмо, 2024. 848 с.
4. Гегель Г. В. Ф. (1975). Философия религии. В 2 т. М.: Мысль, 1975. Т. 1. 532 с.
5. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. М.: АСТ, 2019. 416 с.
6. Джакупов С. М. Психологическая структура процесса обучения. Алматы: Казак университетi, 2004. 312 с.
7. Диалектическая логика: Категории сферы сущности и целостности / ред. Ж. М. Абдильдин. Алма-Ата: Наука, 1987. 544 с.
8. Дильтей В. Описательная психология // История психологии. ХХ век; ред. П. Я. Гальперин, А. Н. Ждан. М.: Академический Проект, 2003. С. 417–453.
9. Джеймс У. Психология. М.: Амрита-Русь, 2022. 448 с.
10. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2008. 320 с.
11. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2005. 384 с.
12. Зинченко В. П. Блуждание в трех соснах, или Тоска по личности (из личного архива В. П. Зинченко) // Национальный психологический журнал. 2016. № 23 (3). С. 49–58.
13. Костромина С. Н., Филатова А. Ф., Москвичёва Н. Л., Зиновьева Е.В., Одинцова М. М. Комплементарная модель самодетерминации личности // Российский психологический журнал. 2023. № 20 (1). С. 82–99. DOI: 10.21702/rpj.2023
14. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
15. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2003. 487 с.
16. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 2006. 18 с.
17. Леонтьев Д. А. Личность в непредсказуемом мире // Методология и история психологии. 2010. № 5 (3). С. 120–140.
18. Логинова Н. А. Психобиографический метод исследования и коррекции личности. Алматы: Казақ университетi, 2001. 172 с.
19. Мазилов В. А. В. Н. Дружинин как методолог психологической науки (к 65-летию со дня рождения) // Психологический журнал. 2020. № 41 (5). С. 108–117.
20. Майданский А. Д. Э. В. Ильенков и свобода воли // Культурно-историческая психология. 2024. № 20 (1). С. 89–96.
21. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М.: Политиздат, 1974. Т. 42. 536 с.
22. Орлов А. Б. Психологии личности и сущности человека. М.: Академия, 2002. 272 с.
23. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: Инфра-М, 1999. 528 c.
24. Розин В. М. Этапы становления европейской субъективности и личности в социо- и персоногенезе // Вопросы психологии. 2022. № 68(4). С. 14–24.
25. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. 424 с.
26. Тихомиров О. К. Психология мышления. М.: Академия, 2007. 288 с.
27. Ухтомский А. А. Письма // Пути в незнаемое: писатели рассказывают о науке: сб. № 10. М.: Советский писатель, 1973. С. 371–435.
28. Философский энциклопедический словарь / ред. Л. Ф. Ильичев и др. М.: Советская энциклопедия, 1984. 840 с.
29. Франкл В. Человек в поисках смысла: сб. / ред. Л. Я. Гозман и Д. А. Леонтьев. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
30. Чуприкова Н. И. Психика и психические процессы. М.: Знак, 2015. 608 с.
31. Шадрин Н. С. Проблема детерминации (самодетерминации) поведения в культурно-исторической и экзистенциальной психологии // Культурно-историческая психология. 2012. № 8 (2). С. 113–122.
32. Шадрин Н. С. Становление психической саморегуляции уровня индивида, субъекта деятельности и личности: некоторые психолого-педагогические аспекты // Вестник КазНПУ им. Абая. Серия: Психология. 2024. № 79 (2). С. 19–34.
33. Ярошевский М. Г. История психологии. М.: Мысль, 1985. 575 с.
34. Heidegger M. Sein und Zeit [Being and time]. Tübingen, Max Niemeyer Verlag, 1953.
35. Heidegger M. Über den Humanismus. [About humanism]. Frankfurt am Main, Vittorio Hostermann, 1975. 47 S.
36. Lewin K. Vorsatz, Wille und Bedürfnis [Intention, Will and Need]. Berlin, Verlag von Julius Springer, 1926. 92 S.
37. Lewin K. Resolving Social Conflicts. Selected Papers on Group Dynamics. N.-Y., Happer & Brothers publishers, 1948. 289 р.
38. Marx K. Grundrisse der Kritik der politishen Ökonjmie. Berlin, Dietz Verlag, 1953. 1102 S.
39. Park C. Making Sense of the Meaning Literature. Psychological Bulletin // American Psychological Association. 2010. Vol. 136. No. 2. P. 257–301.
40. Sartre J.-P. L’être et le néant. Esse d’ontologie phénoménologique. Paris: Gallimard, 1943. XII+722 p.
41. Schnell T. The Sources of Meaning and Meaning in Life Questionnaire (SoMe): Relations to demographics and well-being // The Journal of Positive Psychology. October 2014. Dedicated to furthering research and promoting good practice. Vol. 4:6. P. 483–499, DOI: 10.1080/17439760903271074.
42. Sheldon K. M., Prentice M. Self-determination theory as a foundation for personality researchers // Journal of Personality. 2019. Vol. 87. https://doi.org/10.1111/jopy.1236
Рецензия
Для цитирования:
Шадрин Н.С. Уровни и интегративные формы смысловых образований в контексте развития человека. Reflexio. 2024;17(1):15-40. https://doi.org/10.25205/2658-4506-2024-17-1-15-40
For citation:
Shadrin N.S. Levels and Integrative forms of the Meaning Formations in the Context of Human Development. Reflexio. 2024;17(1):15-40. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2658-4506-2024-17-1-15-40






















