Взаимосвязь эмоционального интеллекта и атрибутивного стиля
https://doi.org/10.25205/2658-4506-2023-16-2-73-89
Аннотация
Работа посвящена исследованию взаимосвязи между уровнем развития способностей к познанию, управлению эмоциями и особенностями субъективного восприятия событий. В исследовании принимали участие 80 человек (46 женщин и 34 мужчины). Для сбора эмпирического материала были использованы: Шкала эмоционального отклика, дифференциальная анкета атрибутивных измерений, краткий опросник оптимистического атрибутивного стиля, тест социального интеллекта, опросник эмоционального интеллекта. Для обработки данных был использован корреляционный анализ. Была выявлена значимая положительная связь между оптимистическим атрибутивным стилем и некоторыми аспектами эмоционального интеллекта, в то время как ожидаемые связи с социальным интеллектом обнаружены не были.
Об авторе
Д. Р. ПодвойскаяРоссия
Подвойская Диана Романовна, студентка факультета медицины и психологии В. Зельмана
Новосибирск
Список литературы
1. Андреева И. Н. Азбука эмоционального интеллекта. СПб.: БХВ-Петербург, 2012.
2. Андреева И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Международная научно-практическая конференция 26–27 ноября 2004 года, г. Смоленск: В 2 ч. Смоленск: СГПУ, 2004. Ч. 1. С. 22–26.
3. Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность: специфика и взаимодействие. Новополоцк: Полоц. гос. ун-т, 2020. 356 с.
4. Белобородов А. М., Иванова Е. С. Сравнительный анализ результатов диагностики самооценки и объективных показателей эмоционального интеллекта // Научный диалог. 2014. № 11 (35).
5. Выскочил Н. А. Детерминанты уровня эмоционального интеллекта // КПЖ. 2009. № 11–12.
6. Голубев А. М. Особенности связей между локусами причинности в атрибутивном стиле // Reflexio. 2023. Т. 16, № 1. С. 29–42. DOI 10.25205/2658-4506-2023-16-1-29-42
7. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Оптимистический атрибутивный стиль и диспозиционный оптимизм: эмпирическая проверка сходства и различия двух конструктов // Психология. Журнал ВШЭ. 2017. № 4.
8. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н., Титова Граншам В. А. Краткий опросник оптимистического атрибутивного стиля // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 6. С. 76–86.
9. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.
10. Гриб Е. В. К вопросу о соотношении социального и других видов интеллекта // ИСОМ. 2017. № 1-1.
11. Далгатов М. М. Оптимистический стиль атрибуции как фактор мотивации и успешности педагогической деятельности // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. 2009. № 1.
12. Ильин Е. И. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. С. 633–634.
13. Кондратенко А. Б., Григорьев А. Н., Кондратенко Б. А. Сравнительный анализ методик Н. Холла и Д. Люсина для измерения эмоционального интеллекта (на примере будущих государственных служащих) // Вестник Кали-нинградского филиала Санкт-Петербург. ун-та МВД России. 2021. № 1(63). С. 115–118. EDN LIWRVC.
14. Кудинов С. И., Кудинов С. С. Психодиагностика личности: Учебн. пособие. Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012. С. 133–156.
15. Люсин Д. В., Михеева Н. Д. Психометрический анализ русской версии теста на социальный интеллект Дж. Гилфорда М. О’Салливена // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 119–128.
16. Люсин Д. В. Новая методика измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психол. диагностика. 2006. № 4.
17. Люсин Д. В., Марютина О. О., Степанова А. С. Структура эмоционального интеллекта и связь его компонентов с индивидуальными особенностями: эмпирический анализ. Сб. науч. трудов. «Социальный интеллект: теория, измерение, исследования» / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004.
18. Михайлова (Алешина) Е. С. Методика исследования социального интеллекта. Руководство по использованию. СПб.: Иматон, 1996.
19. Сергиенко Е. А., Хлевная Е. А., Киселёва Т. С. Роль эмоционального интеллекта в эффективности деятельности и психологическом благополучии человека // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. № 1.
20. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Прокофьева Т. Ю., Кравцова О. А. Психодиагностика толерантности личности. М.: Смысл, 2008.
21. Троицкая, Е. А. Особенности разработки методики исследования структурных компонентов эмпатии // Вестник Московск. гос. лингвист. ун-та. 2012. № 640. С. 144–157.
22. Brackett M. A., Rivers S. E., Shiffman S, Lerner N, Salovey P. Relating emotional abilities to social functioning: a comparison of self-report and performance measures of emotional intelligence. J Pers Soc Psychol. 2006 Oct;91(4):780-95. DOI: 10.1037/0022-3514.91.4.780.
23. Carver C. S., Scheier M. F., & Segerstrom S. C. (2010). Optimism. Clinical Psychology Review, 30(7), 879–889. 10.1016/j.cpr.2010.01.006
24. Derntl B., Finkelmeyer A., Eickhoff S., Kellermann T., Falkenberg DI., Schneider F., Habel U. Multidimensional assessment of empathic abilities: neural correlates and gender differences. Psychoneuroendocrinology. 2010 Jan;35(1):67- 82. DOI: 10.1016/j.psyneuen.2009.10.006.
25. Glassie S. L, Schutte N. S. The relationship between emotional intelligence and optimism: A meta-analysis. Int J Psychol. 2024 Jan 12. DOI: 10.1002/ijop.13108. Epub ahead of print.
26. Hatice Kumcagiz, Seher Balci Celik, Muge Yilmaz, Zerrin Eren. The effects of emotional intelligence on optimism of university students, Procedia - Social and Behavioral Sciences.
27. Hetemi, Blerim & Abazi, Kaltrina & Kryeziu Hoxha, Blerta & Hoxha, Adnan & Hajrullahu, Vjose & Gallopeni, Florim & Taganoviq, Besarta. (2023). Impact of empathic skills to social intelligence. Environment and Social Psychology. 8. 10.54517/esp.v8i3.2176.
28. Hojat, M. (2016). Empathy and Gender: Are Men and Women Complementary or Opposite Sexes?. 10.1007/978-3-319-27625-0_10. 2011. Vol. 30, P. 973–977, https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2011.10.189.
29. Kaukiainen, Ari & Björkqvist, Kaj & Lagerspetz, Kirsti & Österman, Karin & Salmivalli, Christina & Rothberg, Sari & Ahlbom, Anne. (1999). The Relationships between Social Intelligence, Empathy, and Three Types of Aggression. Aggressive Behavior. 25. 81–89. 10.1002/(SICI)1098-2337(1999)25:23.0.CO;2-M.
30. Mayer J. D., Salovey P. Emotional intelligence and the construction and regulation of feelings. Applied and Preventive Psychology 1995; 4(3): 197–208. DOI: 10.1016/S0962-1849(05)80058-7
31. Schulte-Rüther M, Markowitsch HJ, Shah NJ, Fink GR, Piefke M. Gender differences in brain networks supporting empathy. Neuroimage. 2008 Aug 1;42(1):393–403. DOI: 10.1016/j.neuroimage.2008.04.180. Epub 2008 Apr 23
32. Titova Grandchamp V. A., Gordeeva T. O., Sychev O. A. Optimistic Attributional Style as a Predictor of Well-Being: Exploring the Mediating Roles of Gratitude and Savoring the Moment. Psychol Russ. 2021 Sep 30;14(3):50–67. DOI: 10.11621/pir.2021.0304.
33. Şahin N. H., Güler M., & Basım N. (2009). A tipi kişilik örüntüsünde bilişsel ve duygusal zekânın stresle başa çıkma ve stres belirtileri ile İlişkisi. Psikiyatri Dergisi, 20(3):243–254.
Рецензия
Для цитирования:
Подвойская Д.Р. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и атрибутивного стиля. Reflexio. 2023;16(2):73-89. https://doi.org/10.25205/2658-4506-2023-16-2-73-89
For citation:
Podvoyskaya D.R. The Relationship between Emotional Intelligence and Attributional Style. Reflexio. 2023;16(2):73-89. (In Russ.) https://doi.org/10.25205/2658-4506-2023-16-2-73-89